Зачем нужен мониторинг собственного транспорта?
Рефрижераторный транспорт является важнейшим звеном в цепи поставок продукции. Любые сбои в этой цепи чреваты потерей потребительских свойств груза. Более того, температурные отклонения опасны для здоровья потребителей, особенно при доставке продовольствия и медикаментов. В связи с этим торговые предприятия и другие ответственные заказчики предъявляют жесткие требования к температурному режиму доставляемой продукции. Чтобы обезопасить себя от несправедливых рекламаций со стороны заказчика, перевозчик должен предпринять все необходимые меры для обеспечения оговоренных с заказчиком условий доставки. В настоящее время продукты питания, а тем более лекарства, должны быть доставлены не только к определенному времени, но и находиться в процессе транспортировки при определенной температуре. При этом отклонение от заданной температуры при перевозке продукции (причем в обе стороны) нередко ведет к отказу заказчика принимать доставленный груз. Поэтому в последнее время перевозчики уделяют все большее внимание автоматизации контроля состояния груза при его транспортировке. В связи с этим все более возрастает значение обеспечения оптимального температурного режима содержания груза на всех этапах: от загрузки на складе и до момента разгрузки у заказчика. Термограф для рефрижератора, оптимальное решение для контроля перевозки продуктов питания.
В состав систем охлаждения современных изотермических транспортных средств, используемых для перевозок скоропортящейся продукции, обычно уже включены температурные датчики и индикаторы, отслеживающие температуру внутри рефрижераторного контейнера или кузова. Например, система температурного контроля кузова авторефрижераторов, оснащенных установками TermoKing. Однако такое средство контроля является, по сути, лишь индикатором для водителя, который должен управлять работой холодильного агрегата. При этом, перед ним стоят две взаимоисключающие задачи: обеспечение требуемого теплового режима для груза и экономия топлива. Также возможны ситуации, когда система охлаждения, а вместе с ней и средства контроля её работы, отказывают или не отражают объективной «температурной истории» транспортировки. Кроме того, датчики систем контроля, устанавливаемые самими холодильщиками, как правило, почему-то оказываются расположены в самых льготных местах изотермического пространства (например, рядом с холодильной установкой). Поэтому для понимания того, при какой температуре действительно находился груз и разрешения спорных ситуаций с заказчиком, очень важно иметь объективный температурный монитор, никак не связанный с системой охлаждения. Тогда, в случае, если потребитель предъявляет претензии к качеству доставленного продукта, показания такого независимого термографа точно укажут виновного — транспортную компанию или напротив, защитят её от иска нанимателя.
Таким образом, для того чтобы обезопасить себя от необоснованных рекламаций со стороны заказчика, перевозчикам необходимо оснастить собственный рефрижераторный транспорт независимыми регистраторами температуры, которые обеспечивают наглядное подтверждение правильности соблюдения ими температурного режима для груза во время всех транспортных операций. Часто это является наиболее эффективным способом доказать, что порча продуктов произошла не по вине транспортной компании.
Именно поэтому производители скоропортящейся продукции все чаще требуют от собственных служб доставки и нанимаемых ими транспортных компаний проведения тщательного температурного мониторинга условий, в которых находился груз. Тем более, что сегодня международное законодательство в этом отношении становится все более жестким, регламентируя обязательное включение систем независимого мониторинга температуры в стандартную спецификацию любых изотермических транспортных средств (см. например, соглашение ATP Agreement ООН). Эти же положения закреплены в европейском стандарте EN12830:1999, который является перечнем требований к регистраторам температуры, используемым при транспортировании, хранении и дистрибьюции охлажденных, замороженных и глубоко/быстрозамороженных пищевых продуктов и мороженого. Документ EN12830 закрепляет основные требования, предъявляемые к устройствам для обеспечения температурного мониторинга. В нем наряду с нормированием метрологических характеристик оговорены также такие важнейшие функциональные особенности подобных устройств, как объективность, независимость, автономность, устойчивость к воздействиям внешних сред, инертность к продукту и т.д.
Задача независимого мониторинга изотермического пространства транспортных средств является достаточно актуальной для компаний-перевозчиков еще и с учетом немалого расхода топлива современными холодильными установками, что может вызвать у недобросовестных водителей потенциальный соблазн периодического отключения двигателя компрессора, в ущерб температурному режиму груза, и последующего слива топлива с целью его перепродажи. Все возрастающая стоимость топлива для транспортных нужд вынуждает руководителей транспортных компаний искать как способы сокращения его хищений, так и пути более эффективного его использования без ущерба для доставляемого груза. Кроме того, мониторинг температуры транспортных средств позволяет повысить дисциплину работников транспортного хозяйства, выявить нюансы и неисправности функционирования холодильных установок, а в некоторых случаях даже зафиксировать и доказать случаи воровства грузов.
Все сказанное выше относится к любому рефрижераторному транспорту (включая автомобильный, железнодорожный, авиационный и морской), обеспечивающему доставку продукции в особых условиях, прежде всего, с соблюдением регламентированного температурного режима перевозки для груза, размещаемого в изотермическом пространстве кузовов, трюмов, палуб, вагонов, кунгов, фур, контейнеров и т.п.
Современные подходы и возможности контроля температуры транспортировки
К традиционным способам решения проблемы контроля температуры на транспорте относится, прежде всего, применение автономных механических самопишущих приборов, использующих для фиксации информации бумажные или магнитные носители. Однако такие традиционные самописцы-рекордеры в большинстве случаев малопригодны из-за подверженности их механизмов воздействию влаги, грязи, пыли, общей дороговизне и капризности в обслуживании (чернила, бумага, магнитная лента). В настоящее время им на смену пришли более совершенные, защищенные, надежные и недорогие электронные самописцы, которые больше известны сейчас под названием Data Loggers или просто логгеры.
Температурные регистраторы Data Loggers идеальны для контроля температурного режима перевозки и хранения грузов в изотермических рефрижераторах. Они фиксируют температурный режим в рефпространстве на всем пути следования транспортного средства. Современные регистраторы выполнены в виде автономных устройств, что позволяет разместить их по всему рефрижератору и получать достоверные данные о состоянии груза по всей длине изотерма. Однако часто такие регистраторы являются неотъемлемой частью системы охлаждения. Они поставляются самими производителями холодильных систем и ориентированы на сопровождение агрегатов, изготовленных конкретной фирмой. Эти устройства помимо температуры дополнительно регистрируют множество иных параметров, т.к. ориентированы в первую очередь именно на обеспечение записи полной истории работы холодильного оборудования. Это необходимо для анализа всех нюансов функционирования холодильного агрегата, что важно для полного понимания ремонтными службами того, что именно с ним произошло и почему он неисправен. Например, известный поставщик холодильного оборудования Carrier Transicold Europe, лидер в транспортном охлаждении, предлагает целый модельный ряд регистраторов температуры DataCOLD, которые выдают подтверждение правильности температурного режима для каждой поездки. DataCOLD может быть установлен на любой грузовик или прицеп, оборудованный установкой Carrier. Соответственно, все данные, находящиеся в блоке управления холодильной установки (условия работы, автоматические функции, состояние агрегата (включение/выключение), режим работы охлаждение/обогрев/оттаивание, режим реализации процесса размораживания, индивидуальные параметры), могут отображаться на его индикаторе и даже на термобумаге встроенного в него принтера, а также фиксироваться в его памяти. Питание прибора осуществляется от бортовой сети рефрижератора. К основным недостаткам такого регистратора относится, прежде всего, его дороговизна — самая простая система DataCOLD обойдется с учетом её установки более чем в тысячу долларов. При этом DataCOLD может работать с привязкой только к конкретному холодильному агрегату. И хотя регистраторы DataCOLD сертифицированы в рамках стандарта EN 12830 (правда только для аварийного режима работы, когда его схема запитана от встроенной батареи, и он может реализовать лишь небольшое число собственных функций), но они не имеют сертификата о допустимости их использования в качестве измерительных средств на территории Украины.
Все активнее на рынке контроля перевозок внедряются системы контроля местоположения и состояния подвижных объектов и, в первую очередь, транспортных средств, именуемые за рубежом AVLS (Auto Vehicle Location System) или по-другому диспетчерские навигационные системы. Они являются удачной интеграцией достижений GPS, радиосвязи и компьютерной техники и предназначены для централизованного контроля над передвижением транспортных средств по определенной территории. В этих системах каждая транспортная единица оснащена GPS-приемником и связным оборудованием для контактов с диспетчерским пунктом. На экране монитора диспетчера формируется электронная цифровая карта территории, которая обслуживается транспортными средствами. Закодированная информация о координатах и скорости движения, получаемая по радиоканалу, позволяет отобразить на этой карте текущее положение транспортных единиц. Ежеминутно по каналам GSM/GPS терминал направляет в диспетчерский центр информацию о местоположении транспортного средства, направлении его движения, пробеге, о несанкционированном вскрытии контейнеров, о наличии топлива, об остановках в пути и, в том числе, о показаниях температурных датчиков, установленных в контролируемом кузове или контейнере. При этом диспетчер осуществляет непрерывный контроль сохранности груза по температурному режиму внутри рефрижератора, и даже может давать указания водителю о мерах, необходимых для его сохранности. Кроме того, все зафиксированные системой данные автоматически записываются в архив, и при необходимости последовательность всех событий и действий персонала может быть восстановлена.
В настоящее время, в том числе на транспортном рынке Украины, работает множество фирм, предлагающих подобные услуги. Однако необходимо учитывать, что в таких системах контроль температуры внутри рефрижераторного пространства является второстепенной и не всегда обязательной опцией, предлагаемой для отдельных решений дополнительно к основному перечню элементов системы контроля. Поэтому ни один датчик в рамках подобной системы не может рассматриваться в качестве полноценного метрологически обеспеченного измерительного средства. Нельзя говорить и об объективности таких систем мониторинга состояния груза, поскольку обязательным условием их функционирования является обеспечение энергией от бортового источника питания. Кроме того, цена подобного решения достаточно дорога для большинства российских перевозчиков. Дополнительной статьей расходов при таком решении является помесячная оплата за услуги сотовой связи, зависящая от трафика информационного обмена и расстояния до объекта мониторинга.
Авторство текста принадлежит www.elin.ru
Наши регистраторы — наиболее оптимальный инструмент мониторинга.